8-800-100-24-97
звонок бесплатный

Пошаговая инструкция как создать ТСЖ - лучшая в России, образцы документов.

16 Сентябрь 2019

Это статья от людей, которые помогли создать сотни ТСЖ (ТСН) в разных домах в России. Пошагово описываем порядок, юридические моменты, риски и подводные камни. Мы будем рады помочь Вам и ответить на все интересующие вопросы, если они останутся после прочтения этой статьи.

В двух словах: чтобы создать ТСЖ, необходимо провести общее собрание собственников помещений, принять на нем решение о создании ТСЖ и определиться с вопросами, связанными с созданием товарищества, оформить итоги собрания, зарегистрировать товарищество в налоговом органе, уведомить о создании ТСЖ заинтересованных лиц.

Пошаговая инструкция: как создать ТСЖ.

В 2019 году к нам стали все чаще поступать запросы на проведение собраний по созданию ТСЖ. Много вопросов касается не только самих собраний, но и в целом подробной процедуры по организации нового способа управления домом.

Мы изучили инструкции, размещенные в свободном доступе, и поняли, почему на практике возникает столько вопросов: информация в интернете носит либо устаревший характер, либо в статьях содержатся только общие сведения без какой-либо конкретики и даже ссылок на закон, чтобы читатели могли проверить актуальность информации.

Поэтому было решено написать пошаговый алгоритм для создания товарищества собственников жилья.

Ранее мы уже публиковали ответы на популярные вопросы при создании ТСЖ, рекомендуем также ознакомиться.

Если Вы не пошли по ссылке выше, то ответим здесь на первый вопрос, возникающий у большинства клиентов:

Как правильно, что лучше – ТСН или ТСЖ?

Статья 54 Гражданского кодекса РФ требует указания в наименовании юридического лица организационно-правовой формы, а если закон предусматривает существование разных видов такой формы, то надо указывать только вид. В нашем случае ТСН – это форма, а ТСЖ –вид (это следует из последних редакций ч. 1 ст. 135 ЖК РФ, п. 4 ч. 3 ст. 50 ГК РФ). Однако ст. 123.12 Гражданского кодекса требует указывать слова «товарищество собственников недвижимости».

Мы своим клиентам чаще всего пишем именно «ТСЖ», потому что ФНС России в письме от 26 июня 2015 г. N СА-2-14/752 разъяснила указанное выше: ТСЖ создается как вид ТСН, в связи с чем в наименовании стоит указывать вид – товарищество собственников жилья. Информацию об организационно-правовой форме – ТСН – необходимо прописать в уставе.

Таким образом, некорректно сравнивать ТСН и ТСЖ и думать, что у кого-то из них больше полномочий или меньше сложностей. При наименовании товарищества ориентируйтесь на практику своей ИФНС, посмотрите, что регистрируется в последнее время в вашем муниципальном образовании, наверняка, там будут и ТСЖ.

Чем регламентируется создание ТСЖ?

Требования к созданию установлены в ст. 136 Жилищного кодекса РФ.

- собственники в одном МКД могут создать только одно ТСЖ. Решение о создании принимается на общем собрании большинством голосов (более чем 50% голосов) от общего числа голосов всех собственников. Протокол общего собрания с решениями о создании ТСЖ и об утверждении его устава подписывают все, кто голосовал за принятие этих решений.

- собственники в нескольких МКД также могут создать ТСЖ при соблюдении обязательных условий: их дома расположены на земельных участках, которые имеют общую границу и в их пределах есть сети инженерно-технического обеспечения, элементы инфраструктуры, предназначенные для общего использования собственниками в этих домах.

- товарищество могут создать собственники нескольких рядом расположенных жилых или дачных домов, если они стоят на участках имеющих общую границу, и в пределах этих участков есть сети инженерно-технического обеспечения, элементы инфраструктуры для обслуживания более чем одного дома.

Расскажем подробнее об этапах создания ТСЖ.

Этап 1. Принятие решения о необходимости создания ТСЖ и подготовка к собранию.

Иногда ТСЖ хотят создать люди, которые не имеют никакого представления об управлении домом, о правовом статусе товарищества, его полномочиях, органах управления. Это нормально в том случае, когда жители стараются разобраться с этими вопросами до того, как зарегистрируют ТСЖ. Предварительное понимание примерной работы ТСЖ, начала его деятельности необходимо для оценки сил инициативной группы.

Если вы хотите создать ТСЖ, обязательно откройте и почитайте Жилищный кодекс, а именно главы 13 и 14 (как минимум), стандарты управления многоквартирными домами. Это лишь малая часть того, что придется выполнять при управлении домом. На практике у многих ТСЖ основные трудности вызывают организация аварийно-диспетчерской службы, заполнение ГИС ЖКХ, работа с обращениями жителей, споры с ресурсоснабжающими организациями.

Если всё это вас не пугает, в доме много собственников, которые активны не только в соцсетях, но и реальной жизни, то можно приступать к подготовке общего собрания:

- пообщайтесь с жителями, чтобы убедиться, что люди понимают, что такое ТСЖ и в целом согласны на такую форму управления.

- обсудите с собственниками название ТСЖ, председателя и секретаря собрания, членов счетной комиссии, кандидатов в правление, ревизионную комиссию, и того, кто пойдет регистрировать ТСЖ в налоговую, а также составьте предварительную смету для понимания размера платы за содержание жилья в случае смены способа управления. Для составления сметы познакомьтесь с ТСЖ в вашем районе, спросите их примерные затраты, или поищите эту информацию на их сайтах. Если размер платы выйдет больше того, что собирает текущая управляющая компания, то едва ли жители хотят сменить ее на товарищество.

- подготовьте проект устава товарищества. Если вы заказываете подготовку документов в Домсканере, просто спросите наших юристов проект устава, они пришлют его вам в актуальной редакции и подскажут, что можно изменить по своему вкусу и желанию.

Далее нужно получить или составить реестр всех собственников. В силу ч. 3.1 ст. 45 Жилищного кодекса РФ управляющая компания обязана предоставить реестр инициатору собрания в течение 5 дней после получения письменного заявления об этом. Однако на практике возникают проблемы:

- компания отказывается предоставлять реестр, тогда приходится добиваться его получения через суд или контролирующие органы;

- реестр содержит недостоверные или неполные данные, в этом случае надо перепроверить информацию у собственников, дополнив ее необходимыми квартирами;

- реестр выдается в бумажном плохо читаемом виде, что неудобно для подготовки документов, придется перепечатать.

- в реестре нет реквизитов документов, подтверждающих право собственности жителей на помещения, которые нужны для проведения собрания, но которые компания не обязана предоставлять в силу несовершенства текущего законодательства;

Если сразу очевидно, что таких проблем не избежать, то лучше сразу:

Определись с вопросами, которые будут выноситься на голосование (повестка дня) и решениями по ним.

Как минимум, это должны быть такие вопросы:

Также Вы можете попробовать выбрать на собрании правление, ревизионную комиссию, но некоторые суды небезосновательно считают, что компетенция собрания собственников и собрания членов будущего ТСЖ - разные вещи, предусмотрены разными статьями Жилищного кодекса (44 и 145 соответственно). Собрание собственников не может решать вопросы, отнесенные к компетенции собрания членов. Выбор правления и ревизионной комиссии - компетенция собрания членов ТСЖ, поэтому собственники (а они юридически ещё не члены ТСЖ, которого нет) решать этот вопрос не могут. Более того, правление выбирается из членов ТСЖ. ТСЖ ещё не создано, членов в нем нет, выбирать "не-членов" в правление неправильно. Однако на практике чаще всего эти вопросы включаются в повестку, здесь решать вам, идти на риск или нет.

Если вопросы о выборе правления, ревизионной комиссии не выносите на голосование. то сразу после регистрации ТСЖ проводите собрание членов и оперативно решайте эти и другие вопросы, необходимые для работы ТСЖ.

Еще на общем собрании можно сразу решить о переходе на прямые договоры собственников с ресурсоснабжающими организациями (но это не избавит ТСЖ от необходимости заключать договоры с ресурсниками на поставку коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества), об отказе от штриховых кодов на квитанциях (если жителям такой отказ не причинит неудобств с оплатой), о порядке уведомления о новых собраниях собственников (если этот вопрос не решен ранее), о платном использовании общего имущества третьими лицам, условиях такого использования и выборе ТСЖ в качестве лица, уполномоченного на заключение договоров об использовании общего имущества, о возможности проведения в будущем собраний с использованием информационных систем – ГИС ЖКХ или коммерческих альтернатив (надо утвердить возможность такой формы голосования, выбрать администратора (того, кто будет руководить процессом), и порядок приема администратором сообщений о проведении собраний и письменных решений собственников по вопросам повестки.

Этап 2. Уведомление собственников о собрании.

Этот этап регламентируется ст. 45 Жилищного кодекса РФ. Инициатор (собственник или группа собственников) пишет сообщение о проведении общего собрания. В этом документе обязательно нужно написать:

- сведения о самом инициаторе (достаточно ФИО и квартиру),

- форму проведения собрания (самая удобная и распространенная - очно-заочная форма, именно о ней речь пойдет ниже);

- дата, место, время проведения, дата окончания приема бюллетеней, место или адрес, куда их надо сдавать;

- повестка – вопросы, которые выносятся на голосование;

- то, что чаще всего забывают указывать – где и как можно ознакомиться с информацией и материалами, по которым проходит собрание (например, проектом устава).

Этим сообщением надо уведомить собственников о собрании, для чего не позднее, чем за 10 дней до даты его начала, письменное уведомление:

- надо направить каждому собственнику заказным письмом, если раньше на общем собрании собственники не утвердили другой способ уведомления,

- либо вручить под роспись,

- либо повесить в общедоступном месте, которое собственники специально определили на прошлых собраниях в качестве места уведомления о последующих голосованиях.

Важно! Если Вы просто повестите объявления, а собственники на предыдущих собраниях не утверждали такой порядок уведомления, то оно будет считаться ненадлежащим. Это не повлечет автоматическую недействительность решения собрания, но у жилищной инспекции могут быть претензии в виде отказа вносить изменения в реестр лицензий.

Можно совместить разные способы уведомления – отправить заказные письма и дополнительно повесить объявления.

Какой бы способ уведомлении вы ни использовали – факт уведомления надо обязательно подтвердить документально, и эти документальные подтверждения приложить к протоколу общего собрания. Если в доме принято уведомление в местах общего пользования, и вы сообщали о собрании именно таким способом, то составьте акт об этом с подписями нескольких собственников в качестве свидетелей, можно приложить фотографии размещенных сообщений. Если сообщения отправляются почтой, то к протоколу приложите реестр почтовых отправлений с квитанциями. Если уведомляете под роспись, то подтверждающим документом будет реестр вручения сообщений о собрании, в котором можно указать сведения о собрании (продублировать с сообщения), ФИО собственников, № помещения, даты и подписи о личном получении.

Если какое-то помещение находится в государственной или муниципальной собственности, то уведомлять надо не нанимателей (они не голосуют), а собственника. Например, в отношении муниципальных квартир стоит подготовить отдельное сопроводительное письмо с указанием на проведение собрания и просьбой проголосовать, к которому приложить сообщение о собрании, копии документов, выносимых на голосование, бюллетень. Копию сопроводительного письма с отметкой о получении также сохраните для приложения к протоколу.

Этап 3. Голосование.

Собрание в очно-заочной форме состоит из 2 частей: очной и заочной. Их последовательность не регламентирована, но общепринятая практика сначала проводить один-два часа очной части. а затем собирать бюллетени (заочная засть).

Для этой части собрания не важен кворум, отдельный протокол для нее не составляется. Запишите тексты выступлений участников, они пригодятся для оформления итогового протокола. Об участии в очной части собрании можно сделать отметку в списке присутствующих, хотя там в идеале требуется отмечать всех участников собрания.

Участники обеих частей голосуют исключительно письменно, путем заполнения бюллетеней. Подсчет голосов производится тоже один, по результатам всего собрания, после времени, указанного в сообщении о собрании в качестве срока окончания приема письменных решений.

Место получения бюллетеней можно указать в самом сообщении о собрании, но заинтересованные вполучении большого числа голосов инициаторы обычно обходят менее инициативных жителей и сразу раздают и собирают заполненные бюллетени. При приеме заполненных решений сразу проверяйте правильность их заполнения. Жители умудряются делать ошибки даже в именных бюллетенях (тех, где данные о собственнике полностью заполнены и осталось только поставить галки, дату, подпись, расшифровку). Если в бюллетене ошибка в дате, несколько разных ответов по одному вопросу, много неоговоренных исправлений, то лучше сразу переподписать бюллетень заново.

В бюллетене обязательно должны быть указаны ФИО, адрес, номер помещения, его площадь, доля в праве собственности на это помещение, количество голосов, решения по каждому вопросу («за», «против», «воздержался» – никакой альтернативности типа «ТСЖ» или «УК» быть не может!), дата подпись, расшифровка.

Следите, чтобы голосовал именно собственник, а не сосед или какое-то другое неуполномоченное лицо. Голосовать за собственника можно только при наличии документа, подтверждающего полномочия представителя – доверенность, выписка из ЕГРЮЛ, свидетельство о рождении и т.д. В таких случаях реквизиты документов надо указать в бюллетене, а копии самих документов обязательно собрать, их нужно будет приложить к протоколу общего собрания.

Много вопросов вызывает список присутствующих, в котором надо указывать среди прочего подписи этих лиц. Приказ Минстроя №44/пр называет так список лиц, принявших участие в собрании, под которыми понимаются собственники, сдавшие письменные решения до установленного инициатором срока окончания таких решений.

До собрания подумайте, будете ли вы строго придерживаться буквального текста Приказа и собирать подписи всех участников, и если да, то как это сделать, или не будете, зафиксировав в списке присутствующих лишь тех, кто пришел на очную часть.

Обратите внимание, что членами ТСЖ люди станут только лишь после подачи заявления о вступлении в члены. Если члены ТСЖ обладают количеством голосов меньше половины от голосов всех собственников, то ТСЖ подлежит ликвидации по решению собрания собственников. Поэтому после регистрации ТСЖ надо будет оперативно собрать заявления о вступлении в члены как минимум с половины дома. Мы пишем об этом на этапе голосования, потому что некоторые инициаторы собирают такие заявления сразу вместе с заполненными бюллетенями (в заявлениях дату не ставят). Законность такой практики вызывает сомнения, но кому-то она существенно облегчает процесс запуска работы создаваемого товарищества.

Этап 4. Подсчет голосов, оформление протокола, обнародование результатов.

Для подсчета голосов необходимо определить наличие кворума, под которым понимают количество голосов, необходимое для признания собрания состоявшимся. Общее собрание собственников правомочно, если в нем участвовали собственники с более 50% голосов от общего числа голосов.

Голоса на собрании учитываются не по числу людей, а по площади, находящейся в собственности. Чем больше квадратных метров, тем больше голосов.

Как считаются голоса? Вы берёте за 100% голосов общую площадь жилых и нежилых помещений дома (ее можно взять в УК, в техническом паспорте на дом, посмотреть на сайте reformagkh.ru, ГИС ЖКХ или посчитать площадь на основе данных Росреестра) и, обрабатывая каждый лист решения, считаете набранный процент голосов. Площади помещений входящих в состав общего имущества (лестницы, чердаки, холлы) – не считаются. Общая площадь, от которой идет подсчет, – это только жилые и нежилые помещения.

Далее считаются голоса по каждому вопросу. Разные вопросы повестки требуют разного числа голосов. Решения по большинству вопросов принимаются большинством от общего числа голосов принимающих участие в собрании. Однако по вопросам создания ТСЖ и утверждения его устава должны проголосовать собственники, обладающие более 50% голосов от общегочисла голосов всех собственников. Подробнее про количество голосов по другим вопросам мы писали здесь.

Важные разъяснения о том, как считаются голоса собственников, дал Минстрой РФ в письме от 5 октября 2017 г. N 35851-ЕС/04. Он указал, что количество голосов, которыми обладает собственник, не может быть распределено на части (по количеству помещений или по иным критериям). То есть один человек не может принимать противоположные решения по одному и тому же вопросу или участвовать в общем собрании только частью голосов. Еще Минстрой РФ добавил, что собственник встроенного, пристроенного или встроенно-пристроенного помещения наравне со всеми участвует в общем собрании. Количество его голосов также пропорционально площади его помещения.

Итоги голосования оформляются протоколом собрания. Требования к протоколу закреплены приказом Минстроя России от №44/пр 2019 г. По этой ссылке на странице внизу вы найдете образец стандартного протокола общего собрания (без приложений), он содержит все сведения, которые от него требуются. Содержание приложений к протоколу обязательно проверьте по этому приказу Минстроя до проведения собрания, потому что потом может быть трудно что-то исправить. Не забудьте приложить к протоколу проект Устава, который собственники утвердили.

При создании ТСЖ этот протокол необходимо дополнить в конце, а именно в части подписей лиц, подписывающих документ. Как мы писали в начале инструкции, протокол должен быть подписан собственноручно всеми собственниками, которые выразили согласие на создание ТСЖ и утверждение его устава.

Некоторые инициаторы еще на стадии сбора письменных решений, до подсчета голосов и оформления протокола собирают подписи к этому протоколу. Не можем сказать, что это правильно и законно, но в условиях большого количества квартир у кого-то иначе собрать подписи в десятидневный срок просто не получится.

О результатах собрания надо сообщить жителям тем способом, который собственники утвердили своим решением. Обычно это размещение сообщения или основной части протокола в местах общего пользования.

На подсчет голосов, составление протокола и сообщение о результатах у вас есть 10 дней с даты завершения голосования. Не позднее этого срока Вы обязаны опубликовать результаты собрания и передать все документы в управляющую организацию для направления ею протокола в жилищную инспекцию.

Если управляющая организация ненадежная и велика вероятность утраты документов, то часто инициатор собрания самостоятельно относит документы в орган жилищного надзора.

В Жилищном кодексе РФ есть противоречие между ч. 5 ст. 136 Жилищного кодекса РФ и ч. 1 ст. 46 Жилищного кодекса РФ: первая требует предоставления протокола в налоговую для регистрации (следующий этап), а другая – передачи оригинала протокола в жилищную инспекцию.

На практике инициаторы либо обходятся заверенной копией протокола (зависит от налоговой), либо составляют протокол в 2 оригиналах. В последнем случае обратите внимание, что бюллетени тоже являются частью протокола, поэтому для составления 2 полноценных оригиналов протокола придется собирать у собственников по 2 идентично заполненных бюллетеня.

Этап 5. Регистрация ТСЖ.

Регистрация ТСЖ осуществляется в порядке, предусмотренном законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В налоговую идет то лицо, которого собственники выбрали на собрании в качестве уполномоченного на регистрацию лица.

Для регистрации нужно заполнить заявление по форме N Р11001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25. Заполнять надо не все листы, а лишь раздел 1-4, Лист Е, Лист И, Лист Н.

На сайте ФНС можно скачать программу для заполнения заявления о регистрации и инструкцию к ней, чтобы упростить заполнение формы.

Должно получиться заявление на 8 листах, его надо заверить у нотариуса.

Кроме заявления для регистрации понадобятся:

В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о государственной регистрации ТСЖ, товарищество должно представить в жилищную инспекцию сведения о выборе нового способа управления.

После регистрации надо изготовить печать, открыть расчетный счет в банке, встать на учет в органах статистики, в Пенсионном фонде, фондах социального и медицинского страхования, известить налоговый орган об открытии счета в банке.

Этап 6. Организация работы ТСЖ.

Параллельно с регистрацией ТСЖ надо уведомить управляющую компанию о смене способа управления и предложить ей передать техническую документацию на дом. Порядок передачи документации обязательно посмотрите в разделе 5 Правил №416. Пункт 18 этих Правил предусмотрено направление соответствующего уведомления в течение 5 рабочих дней после принятия решения на общем собрании, при этом не только в саму управляющую компанию, но и органы государственного и муниципального жилищного контроля. К уведомлениям прикладывается копия протокола.

Сразу после регистрации ТСЖ соберите заявления о вступлении в члены (если это не сделали раньше), составьте реестр членов товарищества, проведите общее собрание членов ТСЖ, на котором решите вопросы об утверждении плана работ на год, утверждении на основе этого плана – сметы расходов и доходов, определение размера платы за содержание жилья на основе этой сметы. Если на собрании собственников не стаи выбирать правление и ревизионную комиссию, то это нужно также включить в повестку дня собрания. Выбор председателя правления может осуществляться как собранием членов, так и правлением: как именно – должно быть прописано в уставе ТСЖ.

Выбранное руководство должно начать работу по заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, подрядчиками для выполнения работ по содержанию общего имущества, организации аварийно-диспетчерского обслуживания, утверждения штатного расписания в пределах сметы и приему на работу тех, кто будет помогать ТСЖ на условиях трудового договора (чаще всего, это бухгалтер). Иногда штатное расписание утверждают на общем собрании членов ТСЖ.

С собственниками, не пожелавшими вступить в члены ТСЖ, надо заключить договоры об оказании услуг по управлению домом.

Организуйте начисление и сбор платы за коммунальные услуги (сейчас существуют комплексные программные решения), обратите внимание на соблюдение формы платежного документа.

Не забывайте про заполнение ГИС ЖКХ, организацию работы с обращениями жителей, а также с их персональными данными.

Если старая управляющая компания удерживает техническую документацию, то можно обратиться в орган жилищного надзора с жалобой либо сразу в арбитражный суд. Подумайте над идеей обратиться в суд с иском о взыскании со старой компании неизрасходованных денег.

Иногда старая компания не подает заявление в ГЖИ об исключении дома из реестра лицензии, тогда товариществу приходится подавать такое заявление самому. Порядок подачи заявления в таком случае посмотрите в Приказе Минстроя №938/пр.

Познакомьтесь с председателями соседних ТСЖ, узнайте о наиболее частых претензиях контролирующих органах, отношениях с ресурсоснабжающими организациями банками.

Действуя по изложенной схеме, вы постепенно наладите работу ТСЖ, и самое трудное останется позади.

Мы можем помочь с подготовкой документов для создания ТСЖ под ключ - от формирования актуального реестра собственников, до именных бланков на каждого жителя и юридической помощи.

В среднем такая услуга стоит около 10000 рублей за 1 дом, но может меняться в ту или иную сторону в зависимости от индивидуальных ситуаций. Позвоните нам - мы ответим на все вопросы! Телефон бесплатный 8-800-100-24-97 или напишите info@domscanner.ru